Технологии оценки рисков и принятия решений по ним
Что главное в крупных проектах? Принимать управленческие решения. Особенно сложно, когда есть риск, что задачи не реализуются. Тогда команда может отставать по графику и не добиться поставленных целей. Мы разобрали методы, которые выведут риск-менеджмент на новый уровень.
При управлении проектом команды сталкиваются с рисками. Их можно вовремя идентифировать и устранить, если воспользоваться выученными уроками и практиками бизнеса. Рассмотрим три первые метода подробно.
Мозговой штурм
Это метод коллективной генерации идей, который применяется при решении сложных задач. Относится к экспертным приемам и предполагает участие специалистов.
Особенности мозгового штурма:
участники работают в группе,
стимулирует нестандартные решения,
на первом этапе важно количество, а не качество идей.
Плюсы: Помогает выявить не только риски, но и решения. Особенно, когда данных недостаточно. При этом команду легко настроить на поиск идей.
Минусы: Группы склонны генерировать меньше идей, чем отдельные участники. К тому же, в дискуссии ценные идеи могут не раскрыться и уйти на второй план.
Метод Дельфи
Его базовая предпосылка: если обобщить и обработать мнение отдельных экспертов, можно получить коллективное мнение, которое будет максимально надёжным и достоверным.
Особенности метода Дельфи:
анонимность участников,
многоуровневое принятие решения,
заочный опрос экспертов.
Плюсы: При анонимном опросе участники могут высказать непопулярные мнения, которые помогут выявить неочевидные риски. Все взгляды равны, и больше времени на ответы.
Минусы: Участники должны выражать мнение в письменной форме.
Это затягивает решение и потребует больше времени на обработку.
Анализ сценариев «Что, если» (SWIFT)
Команда оценивает риски по набору слов или фразам-подсказкам. Это помогает идентифицировать потенциально опасныеситуации и создать сценарий их развития.
Особенности «Что, если»:
решения обсуждает группа,
оцениваются последствия изменений,
слова-подсказки используются в обсуждении от начала до конца.
Плюсы: Команда может принять решения быстро и с минимальной подготовкой. В ходе сессии можно выявить риски и их очевидные источники.
Минусы: Если команде не хватает опыта в оценке рисков, подсказок может быть недостаточно. Для контроля решений нужно привлечь опытного ведущего.
В комментариях пишите, какими методами уже пользовались. В новой серии расскажем, как систематизировать риски.