Большинство специалистов ведут отсчёт истории визуализации данных с графиков движения небесных тел (кто-то может поспорить, указав на древние наскальные рисунки). Так, Howard Funkhouser обнаружил диаграмму движения небесных тел, датированную 10-ым веком, которая считается одним из первых графических изображений данных.
Американский психолог и статистик Майкл Френдли в своей книге «A Brief History of Data Visualization» разделяет историю визуализации данных на несколько периодов:
Возрождение визуализации информации в 50'ые годы возможно связано с окончанием Второй Мировой Войны, когда особенно обострилась необходимость улучшать экономическое состояние стран-участников. В те годы также зародились такие термины как анализ данных и Business Intelligence (BI). В современном понимании понятие анализа данных в 1961 году дал известный статистик Джон Тьюки, которому мы благодарны ещё и за введение слова “бит” (binary digit). В 1962 г. он написал книгу «Будущее анализа данных», отделив математику от статистики, а позже он подробно изложил основы анализа данных в книге «Exploratory Data Analysis», опубликованной в 1977 г. В этой работе он также указывал на необходимость наглядного представления статистической информации.
Аналитическая панель или дашборд появилась в результате синтеза математических средств аналитики и графического представления результатов анализа. Руководители компаний нуждались в информативном наглядном представлении зависимостей, трендов и ключевых показателей эффективности деятельности организации.
Термин Business Intelligence впервые использовал в своей статье 1958 года сотрудник корпорации IBM Ханс Питер Лан. В нынешнем употреблении, как “концепции и методы для улучшения принятия бизнес-решений и бизнес-анализа”, это понятие сформировалось при развитии систем поддержки принятия решений в середине 80х, тогда же и возникли первые идеи цифровых дашбордов.
Дашборд (от англ. dashboard – приборная панель) – это визуальное представление данных, сгруппированных по смыслу на одном экране для более легкого визуального восприятия информации. Если в прошлом для составления дашбордов специалисты собирали и обрабатывали данные вручную, то сейчас существует множество платформ, которые позволяют получать информацию в режиме реального времени.
Дашборды можно условно разбить на три категории: управленческие или стратегические, аналитические, операционные. Стратегические дашборды обеспечивают общий обзор деятельности компании и концентрируются на системе показателей (например, KPI (англ. Key Performance Indicators – ключевые показатели эффективности) и их цели). Аналитические дашборды отражают основные тенденции развития и показатели в рамках одного подразделения компании или направления деятельности, например, продажи, маркетинг или цепь поставок. Операционные дашборды дают подробное представление об отдельных аспектах ведения бизнеса, таких как объем продаж в режиме реального времени, интернет–трафик и т.д. Таким образом, дашборды представляют собой не просто набор графической и табличной информации, а корпоративную информационную систему, позволяющую менеджменту организации осуществлять эффективное управление и добиваться достижения поставленных целей.
Примеры дашбордов, которые предлагает своим заказчикам команда Бейзлайн, Вы можете посмотреть по ссылке https://base-line.ru/vnedrenie-bi-sistem/.